четверг, 6 октября 2016 г.

Владимирская земля: вокруг Суздаля за один день

Предыдущий пост, как и первый день во Владимире, закончился мыслями о раннем подъеме и поездке в древний город Суздаль.

Однако судьба распорядилась иначе...

Как истинные леди, мы изрядно проспали. Да еще с утра пришлось быстренько состряпать разворот детского альбома (как всегда, я протянула с очередным заданием Ярославского скрап-клуба). Хорошо хоть материалы с собой взяла!  Кофта Светы идеально подошла для фона)))
Пока суть да дело, уже в обед прибыли на автовокзал и на "комфортабельном" ПАЗике всего за 86,50руб. отправились в Суздаль. По прибытию в сей древний град выяснилось, что за еще полтора червонца можно доехать до главной площади. Нагуглив номер телефона местного турцентра, мы узнали, что сборная экскурсия будет через пару часов и отдать за это надобно 700 рублей. Пфффф!!! Мы ж самодостаточные императрицы!!! И даже дождь не помешает нашим планам! Покорение Суздаля начали с площадки деревянных фигур

На случай такой мерзкой погоды, как в наш приезд, надо бы посыпать там песочком, а еще лучше - мелким гравием!
Первым пунктом в Суздале был ... нет, не один из многочисленных храмов, которыми славен город, а местный музей восковых фигур
Все прочитанное о нем на турфорумах  подтвердилось с лихвой. Отличный экскурс в отечественную историю, политику, литературу и искусство. Так сказать, галопом по Руси)
 Не обнаружив указанных в предупреждении "детей, беременных женщин и очень впечатлительных людей", спустились в подвал, где весьма многообразно и красочно представлены пытки. Походу, я совсем не впечатлительная, ибо спокойно отметила отсутствие дыбы и еще пары-тройки традиционных способов наказаний.
А вот причем сидящая здесь фигура Нострадамуса, вообще не поняла. Видимо, места больше не нашлось. Вангу-то к политикам более логично подсадили)))
Кстати, на стоящую в холле фигуру поначалу не обратила особого внимания. Ну князь и князь, сколько их было-то. И уже дома при сортировке фотографий рассмотрела, что это...
Здесь же при музее примерились к цветастым платкам и шапкам, но жаба не дала потратиться) Прикупив лишь отличный "Арт-путеводитель по Суздалю", решили перед прогулкой по городу хорошенько подкрепиться. И чтобы далеко не ходить, зашли в отличный ресторанчик "Гостиный двор" здесь же, на Торговой площади.
Впечатлило все, от интерьера
до туалета
Меню порадовало разнообразием соответственно нашим вкусам и голодным желудкам. Друзья знают, что я сужу о заведении по стейку лосося. Пересушенный или пресный - все, ты не повар, а огузок! Так вот, столь вкусная рыбка потеснила в моем рейтинге даже "Трубадур".
Но самым восхитительным моментом стали слова нашего официанта: "Вы заказали дегустационный поднос. Но там спиртное...". С жеманным смехом поблагодарили за комплимент и объяснили, что нам уже давно все можно)))

Кстати, вареники и кулебяка на фото не мои, а худеющей дамы))))
Во время обеда изучили путеводитель и поняли, что первоначальный маршрут придется сократить. И так получается не прогулка, а марш-бросок. Отметив туристический минимум и второстепенные объекты "если-останутся-силы-время-и-желание", двинулись в путь. Ой, как сложно выйти из теплого сытного места под осеннюю моросянку!
По Кремлевской улице мы направились к... Правильно, к кремлю)))
Как и во  Владимире, в Суздале думают о туристах и снабжают информацией
 И везде храмы, храмы, храмы!!!  Церковь Параскевы Пятницы и  Входоиерусалимская церковь
Успенская церковь
 При попытке забраться по скользкой тропке на старый оборонительный вал была высмеяна клюшками. Ну ничего, не последний земляной вал в Суздале!
Мельком заглянули на Подворье мастеров
В сравнении с ярославским и ростовским суздальский кремль разочаровал... "И это все?" - скромные размеры, на колокольню не пустили, касса закрыта(((

Звезды на куполах собора Рождества Богородицы считать не стали, поверив путеводителю, что их 365.
Самое интересное здание на территории кремлевского комплекса - Никольская церковь, построенная в 17 веке и перевезенная сюда в 1960 году.

За кремлем поднимемся на земляной вал. Отличный вид на объекты, к которым мы идти не собирались: Ильинская церковь
Борисоглебская церковь
Музей деревянного зодчества
Мое внимание привлекла рыжая корова. Настоящие подруги не могут не съязвить по этому поводу))))
Возвращаемся в центр города по земляному валу. Оглядываемся на кремль, так он кажется солиднее)
Первые валы, построенные в 11 веке, ограждали только Кремль, но через столетие при Владимире Мономахе были расширены и укрывали еще и торговую часть города. Это крепкий дубовый сруб, набитый обожженной глиной и засыпанный землей, по верху когда-то шла гряда острого частокола, а внизу - глубокие рвы с водой.
Путеводитель предлагает пройти до улицы Ленина. На горизонте видна церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе.
Но мы сворачиваем раньше на улицу Лебедева у церкви св. Николая
Церковь Рождества Христова
Здесь каждый дом, как с лубочной картинки.

Выходим к началу улицы, где установлен памятник поэту Алексею Лебедеву. Он начал писать стихи еще в школе. Главным его вдохновением стало море, морской романтике и флотской жизни посвящены его стихи. Алексей Лебедев погиб в 1941 году, когда подводная лодка, на которой он был штурманом, подорвалась на минах.
Напротив - здание пожарной части. Пожарная каланча постройки 1890 года является региональным памятником градостроительства и архитектуры
Опять забираюсь на остаток земляного вала))) Скользко - жуть, но вид вокруг оправдывает старания. Отреставрированная церковь Иоанна Предтечи
Кстати, интернет выдает лишь старые фотографии храма.
 Возвращаемся на площадь к Торговым рядам. Это первое городское здание, построенное в стиле ампир. В отличие от большинства построек, оно ориентировано не на высокий берег Каменки, а на Торговую площадь. Как и в былые времена, торговцы зазывают покупателей на медовуху, сбитень, леденцы на палочке, ремесленные изделия и сувениры.
В Суздале есть несколько мест, откуда можно посмотреть на город с высоты птичьего полета. Одно из них - колокольня Воскресенской церкви. Плата  символическая - 100 рублей.
Храм оказался закрыт, но в соседней Казанской церкви нам доверили ключи! Чувства невозможно передать словами, смесь благоговейного восхищения и предвкушения чего-то таинственного. Полюбовавшись расписными сводами Воскресенской церкви,
ее внутренним убранством,
по узкой крутой лестнице мы поднялись на колокольню. Вот где захватывает дух!
Вид на гостиницу "Сокол"
Торговая площадь
 Торговые ряды
 Река Каменка
 Кресто-Никольская церковь
 Васильевский монастырь в пелене измороси

За Кресто-Никольской церковью путеводитель вел на Слободскую, но мы свернули на маленькую улочку под названием Старая. В самом начале - шикарный особняк с огромным сторожевым псом. На табличке значится Дом Российской Православной Автономной Церкви. Фотографировать из принципа не стала. Далее церкви святого Лазаря и Антипы Пергамского
Внезапно выскочивший "крузак" чуть не окатил из лужи! Номера опять же столичные... Выходим к Ризоположенскому монастырю, тут раздаются дикие нерусские вопли и несколько туристок из Китая бегут за автобусом! Меня, не раз страдавшую из-за раззяв в тургруппе, всегда волновал вопрос: хоть когда-нибудь нерасторопных туристов из группы действительно оставляли? Чтоб сами догоняли? Аплодирую китайцам стоя!!!
От души поржав над китаянками, двинулись дальше. И только дома поняла, что монастырь так и не сфотографировала((( Еще и заблудились в придачу! Хорошо, что есть такая кнопочка на карте "Где я?"))) Главное было - найти мост через Каменку.
Кстати, мостов в Суздале предостаточно! В разных частях города - три бетонных и четыре пешеходных деревянных. Весной пешеходные мосты смываются паводком и к майским праздникам отстраиваются заново!
Мост, соединяющий Слободскую улицу со Стромынкой, автомобильный, но несущиеся по лужам машины не помешали мне поохотиться за суздальскими пейзажами Покровского монастыря
 и Александровского монастыря
А вот запотевший объектив подвел, но разглядывать было некогда(
И опять поперек карте прошли к Покровскому монастырю не по одноименной улице, а по берегу Каменки. Зато получился отличный снимок Александровского монастыря. Почитав его историю, задались вопросом: как он мог быть основан в 1240 году Александром Невским, если тот в Невской битве шведов громил в середине года? Походу, указ оставил и отправился к северным границам))) Монастырь действующий - мужской (поострили, конечно)))
Если забить в поисковик "церковь святого Николая в Суздале", то система выдаст информацию и фото той самой Никольской церкви у Кремля. Стоит уточнить запрос: "у Покровского монастыря", как деревянная церквушка сменяется белоснежным храмом.
Рядом раскинулся комплекс самого Покровского монастыря, тоже действующего - женского. Как в песне - мы с тобой два берега у одной реки... Только в жизни у монастыря совсем неромантичная история: сюда ссылали знатных женщин. Здесь была насильно пострижена в монахини супруга Василия III Соломония Сабурова. В свое время сосланы вторая сноха Ивана Грозного Прасковья Соловая и дочь царя Бориса Годунова Ксения. В конце 17 века сюда же была отправлена первая жена Петра I Евдокия Лопухина.
Потрясающая архитектура начинается в буквальном смысле у ворот - памятника древнерусской архитектуры, верхнюю часть их завершает миниатюрная надвратная Благовещенская церковь.
 Рядом с воротами возле крепостных стен стоит приказная изба, в подвале которой - каменный мешок, куда сажали провинившихся монахинь "на хлеб и квас". В настоящее время здесь находится музей с точно воссозданным интерьером 18-19 веков. Однако нам его посмотреть не удалось, ибо  этот день оказался выходным.
Вообще дальше Покровского собора нам пройти не удалось - веревочки с табличками недвусмысленно преградили путь. На Зачатьевскую трапезную церковь пришлось посмотреть издалека и не солоно хлебавши покинуть храмовый комплекс.
Пройдя вдоль стен монастыря,

мы увидели древний форпост Суздаля - Спасо-Евфимиевский монастырь. Изначально деревянный, он был сожжен поляками и впоследствии восстановлен уже в камне. Обороноспособность монастыря возросла за счет  крепостных стен длиною более километра, двенадцати башен и большого количества бойниц.

Подустав, мы решили срезать путь и перейти Каменку раньше,
не доходя до Космодамианской и Крестовоздвиженской церквей. Их мы увидели уже с высокого берега под стенами монастыря
Взгляд с высоты на Покровский монастырь
 И несколько фото на смотровой площадке, в отличие от скользких глинистых тропок, покрытой плитняком.

Наш бумажный гид обещал множество экспозиций внутри монастырского комплекса, однако мы слишком долго до него шли: территория уже закрылась для посетителей. Ну что ж, еще один повод вернуться!
Перед входной башней (единственной квадратной, остальные круглые) разбит уютный сквер, где установлен бюст "Дмитрию Пожарскому благодарная родина". Усыпальница князей Пожарских, как и Хованских, расположена на территории монастыря.
 Выходим на главную "артерию" Суздаля - улицу Ленина. Последнее на сегодня фото храма - Смоленская церковь.
 Далее шагаем все время прямо, окружающие здания и сооружения просто рассматриваем. Вот стены Александровского монастыря, напротив - вход в центральный городской парк. Красная площадь с традиционным памятником Ленину и зданием администрации. Рядом Центр культуры и досуга, народный театр "Родник".
Магазин, где присмотрели медовуху, закрылся на пятиминутку именно перед нашим возвращением.  Ждать не стали по причине усталости. На фото даже лошадь выглядит бодрее меня.
 По возвращении на Торговую площадь обнаружили, что все палатки, кроме одной,  давно свернулись. Хотя это упростило нам выбор медовухи)))
Держа путь к автовокзалу, перешли на Васильевскую улицу. По пути забежала к мемориалу погибшим в Великой Отечественной войне.
Рядом - о, чудо! - оказалась стоянка такси. Потратив 150 рублей и сэкономив свои силы, мы успели на целый рейс раньше.
Туристический минимум по Суздалю и даже больше мы выполнили, но без сомнений еще сюда вернемся!
Подремав дорогой и слегка перекусив в хостеле, мы отправились в колоритное заведение "Чайхона"
Но это совсем другая история)))

Оставался последний день на Владимирской земле...